1. Главная
  2. /
  3. ДИАГНОСТИКА БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
  4. /
  5. Диагностика двигателя по внешним признакам
0
(0)
  1. Главная
  2. /
  3. ДИАГНОСТИКА БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
  4. /
  5. Диагностика двигателя по внешним признакам

Диагностика двигателя по наличию включенных лампочек на панели приборов. При включении зажигания на панели приборов загорается множество красных и желтых лампочек, а при запуске двигателя они должны погаснуть.
Если видно что, на панели приборов горит аварийная лампочка работы двигателя CHECK, то диагностику необходимо начинать с поиска неисправностей в системе управления двигателем, например, с помощью сканера.
Если видно что, на панели приборов автомобиля горит аварийная лампочка давления масла, то диагностику необходимо начинать с выявления причин ее горения. Причинами могут быть:
• пониженный уровень масла в поддоне;
• низкая вязкость масла;
• некачественных или неоригинальных масляных фильтров, например, из-за неисправности или отсутствие обратного клапана в фильтре масло не удерживается в фильтре и стекает в картер;
• неисправность самого датчика давления или его проводки (при повы-шении давления контакт датчика замыкается на «массу» и лампочка гаснет);
• неисправность редукционного масляного насоса, в случае зависания или заклинивании клапана масло, перепускается в картер и в системе не может образоваться требуемое давление;
• забита грязью или металлической стружкой маслоприемная сетки масляного насоса;
• — неисправность самого масляного насоса;
• — сильный износ сопряженных поверхностей в двигателе.

Диагностика двигателя по характеристикам дыма из выхлопной трубы. Необходимо подойти к выхлопной трубе и проверить налет на ее внутренней поверхности, цвет дыма, температуру, напор и неравномерности выхлопа отработавших газов. Если внутри трубы налет черный бархатистый, то это говорит о богатой ТВС.
Если черный , с наличием масляной пленки, то это говорит об износе ЦПГ.
Если дым чёрного оттенка с примесью характерного запаха углеводородов (СН), то ТВС переобогащённая из-за неисправностей в топливной системе.
Если дым синеватого оттенка с запахом гари, то это говорит о том, что в камеры сгорания попадает масло и там выгорает.
При попадании масла в камеру сгорания дым может быть белого цвета. Например, генератор дыма заправляется маслом и из него выходит белый дым.
Такой цвет дыма должен подтверждаться перерасходом масла. Расход масла должен быть не более 200-300 гр. на 1000 км. пробега. Если же расход более 300 гр. то это заметно по выхлопу.
Масло в камеру сгорания может попадать через сальники клапанов (маслоотражательные колпачки) и через зазоры между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра. По характеру дымления можно определить и виновника перерасхода масла.
Если дымление увеличивается при резком увеличении оборотов двигателя, а при работе на холостых или повышенных, но постоянных оборотах, его почти нет, то это говорит о проблемах с маслоотражательными колпачками клапанов. Можно выкрутить свечи зажигания и внимательно осмотреть их резьбу. Если она будет «мокрая», т.е. в масле, то пора менять маслоотражательные колпачки. Они «окаменели» и перестали снимать масло со стенок втулок клапанов. Проблема эта решается заменой маслоотражательных колпачков и не требует больших денежных затрат.
Если дым валит постоянно, а не только при перегазовках. Это проблемы уже цилиндро-поршневой группы двигателя. Возможен повышенный износ колец и поршней или «залегание» колец в поршневых канавках или их поломка. В случае «залегания или закоксовки» колец, можно провести раскоксовку, в остальных случаях придётся двигатель разбирать. Залеганию колец может предшествовать перегрев двигателя, использование некачественного масла, длительная стоянка автомобиля.
Не следует путать выходящий из глушителя водяной пар с дымом. На непрогретом двигателе, с ещё холодным глушителем за счёт конденсации влаги, выходит большое количество пара и капель воды, особенно в холодную или влажную погоду.
Диагностика двигателя по температуре, напору и неравномерности выхлопа отработавших газов. Повышенная температура выхлопных газов может н быть из-за нарушения фаз газораспределения или позднего зажигания.
Низкий напор выхлопных газов может наблюдаться из-за засорения выхлопной системы или каталитического нейтрализатора.
Причинами неравномерности выхлопа отработавших газов из выхлопной трубы могут быть: прогар клапанов в одном или нескольких цилиндрах; пропуски воспламенения, из-за обедненной смеси или отсутствия искры, подсос воздуха во впускной или выпускной системах.
Диагностика двигателя по количеству картерных газов. Проверка производится в моторном отсеке после открывания капота.
Открутить пробку маслоналивной горловины на ее поверхности не должно быть следов нагара горелого масла (черная смола), который появляется при сильном износе цилиндропоршневой группы или в двигатель заливали масло низкого качества. Налет пленки белого цвета на пробке свидетельствует о попадании охлаждающей жидкости в масло, например из-за поврежденной прокладки головки блока.
На работающем на холостых оборотах двигателе осторожно открутить пробку маслоналивной горловины.
Если на холостых оборотах пробка прыгает, но не слетает, значит есть давление, и газы прорываются. Это нормально.
Если крышку постоянно отбрасывает потоком газов, то необходимо проверить компрессию в двигателе. Компрессия для дизельного двигателя составляет 36 бар, а нижний предел 31-32 бар. Разброс значений компрессии по цилиндрам должен быть не более 2 бар. Для бензиновых двигателей компрессия составляет 11-14 бар, нижний предел 8-10, а разброс давления не более 1 бар. Напор картерных газов можно проверить также с помощью листа бумаги, положив ее на маслоналивную горловину.
Если из шланга системы вентиляции картера и отверстия щупа газы выходят сильным напором в такт с рабочими ходами в цилиндрах, а в корпусе воздушного фильтра обнаружены следы масла, то это признак сильного износа механической части двигателя.
Дополнительно можно снять патрубок, соединяющий воздушный фильтр и турбину (для турбированных двигателей), или воздушный фильтр и впускной коллектор (для не турбированных). В большинстве двигателей туда подводится трубка отсоса картерных газов от крышки головки блока. При наличии большого количества масла в патрубке и в корпусе воздушного фильтра, говорит о сильном износе ЦПГ или сильной загрязненности воздушного фильтра или системы отсоса картерных газов (маслоотделителя).
Вытащить щуп указателя уровня масла в двигателе. Масло в двигателе должно быть прозрачным, без пузырьков, примесей черного цвета и пены. Налета белого цвета на щупе свидетельствует о наличие охлаждающей жидкости в масле.
Уровень масла должен находиться между отметками «max» и «min» на щупе. Повышенный уровень масла говорит о наличие бензина в масле. Низкий уровень масла может говорить о высоком расходе масла, который должен быть не более 200 мл на 1000 км пробега. Предельным считается расход масла от метки «max» до метки «min» на щупе за 1000 км пробега. Обычно между этими метками на щупе помещается 1 литр масла.
Вытащить щуп указателя уровня масла в АКП. Масло должно быть, как и в двигателе, прозрачным. Запах горелого масла недопустим.
Дополнительно необходимо измерить давление масла на горячем двигателе на холостых оборотах. Давление масла на этом режиме должно быть для турбированного двигателя не менее 1,5 бар, а не турбированного — не менее 1,0. Проверку необходимо осуществлять не по показаниям датчиков на приборной панели автомобилей, а механическим манометром, который вворачивается вместо электрического датчика.
Диагностика двигателя по состоянию охлаждающей жидкости. Тосол или антифриз в системе охлаждения должны быть чистыми и прозрачными, без масляных пятен и разводов. Если при осмотре обнаружены маслянистые пятна, то возможно был перегрев двигателя.
Проверить герметичность прокладки головки блока, можно по наличию пузырения в радиаторе. Для этого необходимо остудить двигатель хотя бы до 50 градусов, открыть пробку радиатора и долить охлаждающую жидкость до краев, закрыть пробку. Завести двигатель, довести температуру до открытия термостата и посмотреть, нет ли пузырьков из радиатора при работающем двигателе. Если из радиатора выходят пузырьки, можно утверждать, что негерметична головка блока или ее прокладка, в редких случаях сам блок.
Признаки неправильной настройки клапанов. Операция по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание двигателя автомобиля и проводится каждые 30 тыс. — 45 тыс. км.
После пуска двигатель начинают нагреваться и тепловые зазоры клапанов между кулачком распредвала и стержнем клапана начинают уменьшаться.
Неправильные зазоры в клапанах приведут к изменению фаз газораспределения в ГРМ двигателя.
При слишком малом зазоре в клапанах приведет к неполному их закрытию, что приведет к нарушению их герметичности . Не плотное прилегание выпускного к блоку приведет к его перегреву и оплавлениюего краёв.
Если зазор на впускных клапанах будет больше положенного, то открытие впускного клапана происходит позже, следовательно, рабочая смесь не попадает в нужном количестве в цилиндр двигателя. Мотор начинает терять мощность и появится характерное «цоканье» в ГРМ, которое иногда может уходить с прогревом машины. При увеличенном зазоре кулачок распредвала начинает «стук» по рокеру клапанного стержня, вместо того, чтобы продавливать его.
И так, при неправильных зазорах в клапанах появляются следующие симптомы:

  • Двигатель троит, компрессия в цилиндрах заметно различается или полностью отсутствует. При слишком маленьких просветах клапаны до конца не закрываются, поэтому нарушается герметичность камеры сгорания.
  • На работающем двигателе наблюдается характерный звон, который может стихать или исчезать при достижении рабочей температуры. Стук прослушивается в верхней части двигателя. Это может быть вызвано как слишком большими (стук толкателей по клапанам), так и слишком маленькими (клапаны упираются в поршни) зазорами.
  • При неправильной регулировке двигатель работает шумно, повышается износ, деталей, снижается мощность, возможен высокий расход топлива.
    Дополнительные проверки:
  • Проверить надежное соединение двигателя и ЭБУ с массой кузова автомобиля (на корпусе двигателя имеются соответствующие места крепления).
  • Отсутствие коррозии контактов аккумуляторной батареи;
  • отсутствие утечек масла, особенно в районе сальников коленчатого и распределительных валов (попадание масла на ремень газораспределения приведет к его растяжению и нарушению фаз газораспределения);
  • нарушение электрических соединений в контактных разъемах;
  • отсутствие видимых повреждений электропроводки, высоковольтных проводов.
  • Проверить отсутствие следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий провода к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления.
  • Проверить степень засорения воздушного фильтра и натяжение ремней привода генератора, стартера, гидроусилителя ремня и т.д.
    Проверка работы двигателя при запуске, на холостом ходу и повы-шенных оборотах. Запуск производится без нажатия на педаль газа.
    Дизельный двигатель должен запускаться мгновенно, практически на половине оборота коленчатого вала. Запуск бензинового двигателя может произойти не мгновенно, а за 1-3 секунды, особенно для систем впрыска, когда топливный насос начинает работать только после пуска стартера (это необходимо для создания давления масла в системе смазки двигателя).
    Желательно проверять запуск дизельного двигателя зимой. В этом случае, быстрый запуск холодного двигателя при очень низких температурах будет свидетельствовать о хорошем состоянии не только компрессии в двигателе, но и исправности системы холодного запуска, свечей накаливания, установочного угла опережения впрыска топлива, аккумулятора и стартера. Запуск дизельного двигателя на горячую, также должен происходить мгновенно.
    После запуска двигатель не должен работать с перебоями. При работе дизельного двигателя на холостых оборотах возможно прослушивание небольшого простукивания (как бы перекатывание небольших камешков) — это характерная работа дизельного двигателя. Выделяющихся стуков не должно быть. Чуть более жесткая работа на холостых оборотах возможна вследствие льющих распылителей или немного раннего впрыска топлива.
    При плавном повышении оборотов с холостых до 3500-4000 об/мин двига-тель не должен дергаться или трястись, издавать звуки на подобии «Бых! Бых! Бых!» и не должно быть появления сизого дыма. Чаще всего, это свидетельствует о позднем зажигании.
    Если, при резком нажатии на газ слышен хлопок во впускной системе, то возможными причинами могут быть: бедная смесь, ранние зажигание, не плотности в клапанах головки, нарушение фаз газораспределения.
    Двигатель может «троить» из-за низкой компрессия в одном из цилиндров, неисправности форсунки, свечи зажигания и т.д.
    «Тряска» двигателя может наблюдаться из-за бедной смеси, неисправно-стей в системе зажигания, прогара одного из клапанов и т.д.
    Если при подъеме в гору на полном газе автомобиль дергается, то причи-ной может быть нехватка топлива, например, из-за неисправности бензонасоса, загрязнения форсунок или топливного фильтра; и т.д.
    Если при резком открытие дроссельной заслонки на холостом ходу наблюдается «дребезжание» (звук похожий на детонацию), то причинами могут быть: пробой изолятора свечи, обмоток катушки или модуля зажигании, загрязнение форсунок или раннее зажигание.
    При всех режимах испытания не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки. Небольшая жесткость в работе двигателя допускается только в режиме холостых оборотов. Стуки не должны прослушиваться ни при наборе оборотов, ни при их сбросе.
    После резкого нажатия и отпускания педали газа обороты двигателя должны быстро возвращаться на холостые. Если дизельный двигатель медленно сбрасывает обороты — это также дефект, говорящий о неисправности регулятора ТНВД, неисправности турбины или двигателя.
    Дополнительно необходимо осмотреть болты и гайки — если видно, что их откручивали, значит, двигатель разбирался. На разъемах двигателя не должно быть следов герметика. На резиновых шлангах должны отсутствовать трещины и все вакуумные шланги должны быть подключены, чтобы не было подсоса воздуха.
    Многие неисправностей двигателя можно определить по цвету конуса свечей зажигания.
    Окончательная проверка двигателя и трансмиссии проводится в ре-альных дорожных условиях. При поездке создаются различные режимы движения автомобиля — начиная от медленной езды без нагрузки до максимальных оборотов, и максимальной нагрузки при различных оборотах. Не должно быть: посторонних стуков; повышения температуры охлаждающей жидкости выше нормы; сильного дымления; снижения мощности.
    Если по результатам диагностики двигателя по внешним признакам работы не удалось однозначно определить неисправность, то автомобиль направляется на участок инструментальной диагностики, пройдя предварительную проверку.
    Перед отправлением автомобиля на участок инструментальной диагностики необходимо проверить:
  • Наличие топлива в баке. При малом количестве топлива в баке, топливо будет перемешано с конденсатом, грязью, которые присутствуют в баке и это затруднит диагностику;
  • Проверить работу охранной сигнализации. Сигнализация на работающем двигателе при ложном срабатывании может поднять стекла и заблокировать двери. Доступ к замку зажигания будет недоступен;
  • Проверить работу приборов на щитке управления (тахометра, спидометра, уровня топлива и др.);
  • Проверить горение контрольных ламп (давления масла, заряда аккумуляторной батареи, ручного тормоза и лампочки контроля двигателя). Это необходимо для того, чтобы со стороны клиента не было претензий. Например, горела лампочка давления масла, а вы не обратили на это внимание и попали на капитальный ремонт двигателя, так как нечестный клиент может сказать, что эта лампочка не горела;
  • Проверить включение вентиляторов системы охлаждения двигателя. Если вентиляторы не работают, то при диагностике заведенного двигателя, он перегреется, что может привести к разрыву радиатора или патрубков. Перед началом работы сканером проверяют работоспособность вентиляторов.
  • Необходимо осмотреть кузов автомобиля на наличие царапин, вмятин и т.п. Это нужно сделать для того, чтобы со стороны клиента после проведения работ не было претензий. При проведении работ необходимо крылья под капотом накрывать специальными ковриками. Спецовка не должна царапать поверхности автомобиля. На руль и сиденья также одеваются защитные от грязи коврики.
  • Необходимо определить стоимость ремонта и согласовать эту стоимость с клиентом. Стоимость ремонта определяется как сумма норма-часов, для проведения каждой диагностической операции.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.