1. Главная
  2. /
  3. ТО и РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
  4. /
  5. Регулировка клапанов
0
(0)
  1. Главная
  2. /
  3. ТО и РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
  4. /
  5. Регулировка клапанов

Операция по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание двигателя автомобиля и проводится каждые 30 тыс. — 45 тыс. км.
После пуска двигатель начинают нагреваться и тепловые зазоры клапанов между кулачком распредвала и стержнем клапана начинают уменьшаться. Величина зазоров регламентируется заводской инструкцией для каждого типа двигателя. Например, величина зазоров для Лада Гранта: для впускных клапанов: (0,25 ± 0,05) мм и для выпускных клапанов: (0,40 ± 0,05) мм.
Если двигатель работает на газу, то на выпускных клапанах зазор выставляется по верхнему пределу.
Чтобы измерения были максимально точными, регулировку клапанов проводят при температуре 15–25 °С.
При слишком малом зазоре в клапанах произойдет неполное их закрытие и нарушение герметичности . Неплотное прилегание выпускного к блоку приведет к его перегреву и оплавлению его краёв.
Если зазор на впускных клапанах будет больше положенного, то открытие впускного клапана происходит позже, следовательно, рабочая смесь не попадает в нужном количестве в цилиндр двигателя. Мотор начинает терять мощность и появится характерное «цоканье» в ГРМ, которое иногда может уходить с прогревом машины. При увеличенном зазоре кулачок распредвала начинает «стук» по рокеру клапанного стержня, вместо того, чтобы продавливать его.
И так, при неправильных зазорах в клапанах появляются следующие сим-птомы:

  • Двигатель троит, компрессия в цилиндрах заметно различается или полностью отсутствует. При слишком маленьких просветах клапаны до конца не закрываются, поэтому нарушается герметичность камеры сгорания.
  • На работающем двигателе наблюдается характерный звон, который может стихать или исчезать при достижении рабочей температуры. Стук прослушивается в верхней части двигателя. Это может быть вызвано как слишком большими (стук толкателей по клапанам), так и слишком маленькими (клапаны упираются в поршни) зазорами.
    При неправильной регулировке двигатель работает шумно, повышается износ, деталей, снижается мощность, возможен высокий расход топлива.
    Для регулировки клапанов надо знать порядок работы цилиндров для многих российских ДВС:
    четырехцилиндровых – 1342;
    шестицилиндровых – 153624;
    восьмицилиндровых – 15426378.
    Но не все 4-цилиндровые ДВС работают в выше обозначенном порядке, например, моторы ЗМЗ-24/402 и УМЗ-414/417/ 451 и некоторые другие их модификации работают в порядке 1243. Восьмицилиндровые V-образные моторы немецких концернов Ауди/ Фольксваген, БМВ, Мерседес имеют порядок работы цилиндров 15486372. Следует отметить, что также на легковых авто встречаются, 2-х, 3-х, 5-ти и 12-ти цилиндровые ДВС, соответственно, у них существует свой порядок работы цилиндров. Клапана на движках можно отрегулировать по-разному:
    Желательно совместить настройку зазора клапанов с заменой масла в двигателе. Причём именно в такой последовательности. Это даст возможность грязи, пыли и песку, что могут попасть в мотор при регулировке уйти затем вместе со старым маслом и масляным фильтром.
    Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа:
  1. Для начала надо отцепить все трубки от крышки клапанов, тросики, ведущие к приводам заслонок, и произвести демонтаж корпуса воздушного фильтра. Чтобы коленчатый вал легче прокручивался, свечи тоже можно выкрутить.
  2. Открутить две гайки и снять крышку, после чего с верхней части ГБЦ удаляются остатки масла.
  3. Снимается передний кожух ремня ГРМ.
  4. Поршень цилиндра, с которого начнётся регулировка зазоров, выстав-ляется в верхнюю мёртвую точку сжатия. Все клапаны в таком положении будут закрыты. В процессе для наиболее точного результата можно ориен-тироваться на нанесённые производителем метки.
  5. Далее коленчатый вал по звёздочке проворачивать следует по часовой стрелке. Для оптимальной регулировки клапанов требуется, чтобы совпадали риски на коленчатом вале и корпусе подшипников. Для большего удобства можно нанести свои метки. Тогда в дальнейшем положение каждого цилиндра можно будет определять по зубьям звёздочки.
  6. На винте, использующемся для установки зазора, отжимается контргайка. Выставляется зазор таким образом, чтобы плоский щуп был пределом поворота болта. После чего контргайка затягивается. Попутно необходимо следить за силой затягивания контргайки, иначе полученные параметры можно сбить.
  7. Закончив с затяжкой, необходимо щупом ещё раз проверить выставленный зазор. Последний должен проходить с лёгким усилием. Если результат отличается от нужного — провести регулировку заново.
  8. Повторить процесс со всеми последующими клапанами.
    Выше был приведён метод регулировки клапанов с помощью щупа. На многих современных автомобилях для этой процедуры применяются специальные регулировочные шайбы.
    Приведёнными выше способами можно достаточно точно отрегулировать тепловые зазоры клапанов, попутно оптимизировав фазы газораспределения и улучшив в целом работу всего газораспределительного механизма. Это позволит увеличить срок службы компонентов двигателя и его моторесурс.
    Альтернативный вариант регулировки клапанов.
    Некоторые специалисты для регулировки клапанов используют иной под-ход, отличный от рекомендованного заводом изготовителем. Они не со-вмещают метки на кожухе ГРМ и шкиве распредвала (они вообще не снимают крышку кожуха ГРМ). Для того, чтобы отрегулировать определенный клапан, они просто выставляют соответствующий кулачок распределительного вала в положение «вверх».
    Данный способ также широко используется. Единственное его отличие от «стандартного» – это более частое вращение распределительного вала при регулировке. Скажем, при «стандартном» способе вы повернете распределительный вал всего 2 раза (при первом совмещении – 4 клапана и при повороте на 180 градусов – еще 4 клапана). При альтернативном способе вы будете вращать распредвал 8 раз, по одному разу на каждый клапан. И в том и в другом случае можно произвести качественную регулировку клапанов. Какой способ выбрать – решать только вам.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.